Страница обновлена 04.04.2024

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД №14 "СКАЗКА" ТУТАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Страница обновлена 04.04.2024
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД №14 "СКАЗКА" ТУТАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Образовательная программа дошкольного образования МДОУ №14 "Сказка", разработанная в соответствии с ФОП ДО
Наименование образовательной программы
Образовательная программа дошкольного образования МДОУ №14 "Сказка", разработанная в соответствии с ФОП ДО
Образовательная программа
Аннотации к рабочим программам и рабочие программы
Рабочая программа по реализации парциальной программы "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" для детей в возрасте от 3 до 7 лет
Наименование рабочей программы
Рабочая программа по реализации парциальной программы "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" для детей в возрасте от 3 до 7 лет
Аннотация к рабочей программе

АННОТАЦИЯ

парциальной программы

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

О. Л. Князевой и М.Д. Маханевой, Санкт-Петербург ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2023

В образовательную деятельность ДОО по направлению социально-коммуникативное развитие включена парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой и М.Д. Маханевой, Санкт-Петербург ДЕТСТВО ПРЕСС, 2023, которая определяет новые ориентиры в нравственно патриотическом  воспитании детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и культуре. Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры. 

 Учебно-методическое пособие содержит тематический годовой план работы в данном направлении, освещает приемы и способы деятельности педагогов, обеспечивающие эффективную реализацию программы в условиях ДОО.

       Данная программа ценна тем, что, знакомясь с декоративно-прикладным искусством, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить, как жили люди на Руси.

 Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой и М.Д. Маханевой взаимосвязана с образовательной программой, что позволяет дать детям более обширные знания по различным образовательным областям и способствует их гармоничному развитию.

Образовательная область

Задачи и содержание образования

Социально – коммуникативное развитие

Формирование представления о народной культуре; развитие навыков игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; патриотических чувств причастности детей к наследию прошлого

Познавательное развитие

Расширение представлений о жанрах устного народного творчества.

Приобщение детей к народной культуре (народные праздники и традиции). Содействие атмосферы национального быта. Понимать историческую преемственность с современными аналогами (лучина керосиновая лампа - электрическая лампа и т.д.). Знакомить детей с зависимостью использования предметов от образа жизни людей, от места их проживания

Речевое развитие

Широкое использование фольклора: песен, загадок, пословиц, поговорок; развитие устной речи

Художественно-эстетическое развитие

Знать и различать народное искусство, промыслы. Понимать познавательное значение фольклорного произведения, а также самобытности народных промыслов (мотив, композиция, цветовое решение), связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой

Физическое развитие

Развитие физических качеств и нравственных чувств в русских народных подвижных играх. 

Развитие двигательной активности, самостоятельности и творчества; интереса и любви к русским народным играм.

 

 

                 В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности - интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно - патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.

 

 

Нормативный срок обучения
от 1 года до 7(8) лет
Информация о практике, предусмотренной образовательной программой

Исследовательская деятельность обучающихся осуществляется согласно образовательной программы учреждения, разработанной в соответствии с ФОП ДО.

Язык(и), на котором(ых) осуществляется образование(обучение)
Русский язык
Организация не осуществляет научную деятельность
Информация о календарном учебном графике

Годовой календарный учебный график образовательной деятельностина 2023–2024 учебный год разработан в соответствии с:

  • Федеральным законом «Обобразовании в Российской Федерации» (от29.12.2012года№273-ФЗ);
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от17 октября 2013г.№1155  «Об утверждении федеральногого сударственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным     программам -образовательным программам дошкольного образования";
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020   №32   «Об утверждении СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».
  • Уставом муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №14 «Сказка» Тутаевского муниципального района.

Годовой календарный учебный график образовательной деятельности МДОУ№14 «Сказка» на 2023–2024 учебный год является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности.

Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. Детскийсадработает в режиме пятидневной рабочей недели. Основными задачами годового календарногографика являются:

1. Регулирование объемаобразовательной нагрузки.

2.Реализация ФГОСк содержанию и организацииобразовательного процесса ДОУ.

3. Обеспечение углубленной работыпо приоритетному направлению деятельности ДОУ.

В 2023-2024 учебном году в МДОУ №14 «Сказка» функционирует 7групп общеразвивающей направленности, укомплектованных в соответствии с возрастными нормами:

  1. от 1,5 до 2 лет (первая группа раннего возраста) – 1 группа;
  2. от 3 до 4лет (младшая группа)-2 группы;
  3. от 4 до5лет (средняя группа)- 1 группа;
  4. от 5 до 6лет (старшая группа) - 1группа;
  5. от 6 до7лет (подготовительная к школе группа) – 2группы.

        Годовой календарный учебный график образовательной деятельности соответствует общеобразовательной и парциальным программам,гарантирует ребенку получение комплекса образовательных услуг.

Календарный учебный график учитывает в полном объеме возрастные, психофизические особенности воспитанников и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья.

Содержание календарного учебного графика включает в себя следующее:

  • Режим работы ДОУ
  • Продолжительность учебного года
  • Количество недель в учебном году
  • Сроки проведения каникул, их начало и окончание
  • Перечень проводимых праздников для воспитанников
  • Сроки проведения мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования
  • Праздничные дни
  • Работа ДОУ в летний период

      КалендарныйучебныйграфикобсуждаетсяипринимаетсяПедагогическимсоветоми утверждается приказом заведующего МДОУ №14 «Сказка» до начала учебного года. Все изменения,вносимые в календарный учебный график, утверждаются приказом по согласованиюсзаведующимидоводятсядовсехучастниковобразовательного процесса.

          МДОУ №14 «Сказка» вустановленномзаконодательствомРоссийскойФедерациипорядкенесетответственностьзареализациювполномобъемеобразовательныхпрограммвсоответствиискалендарнымучебнымграфиком.

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы
Согласно статье 92 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2021 г. «Об образовании в Российской Федерации», государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования.
Срок действия общественной, профессионально-общественной аккредитации
Сертификат общественного признания от 28.02.2020
Численность обучающихся
140 чел.
Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета
0 чел.
В том числе численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, являющихся иностранными гражданами
0 чел.
Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации
140 чел.
В том числе численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, являющихся иностранными гражданами
1 чел.
Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов
0 чел.
В том числе численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов, являющихся иностранными гражданами
0 чел.

Федеральная Образовательная Программа Дошкольного Образования 

Подробная информация о реализации образовательной программы МДОУ №14 "Сказка"

 

Основными средствами реализации предназначения МДОУ детский сад №14 «Сказка» являются:

 

        Подробная информация о реализации Адаптированных образовательных программ

 

В часть формируемую участниками образовательного процесса включены следующие парциальные программы:

Подробная информация о реализации программ дополнительного образования

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии не используются при реализации основной образовательной программы.

Основная образовательная программа – документ, определяющий специфику организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, содержание образования, формы организации деятельности детей с учетом стандарта дошкольного уровня образования.

Уровень образования: дошкольный

Форма обучения: очная

Нормативный срок обучения: до 6 лет

Язык обучения – русский.

На 01 сентября 2023 года численность обучающихся МДОУ №14 "Сказка" составляет   135  детей. Численность обучающихся, являющихся иностранными гражданами-0человек.

Количество групп в детском саду на сегодняшний день составляет 7 групп.

Наименование возрастной группы Кол-во человек
Первая младшая группа №3 (с 1,5 до 2 лет) 11
Младшая группа №2 (с 3 до 4 лет)  21
Младшая группа № 6 (с 3 до 4 лет) 21
Средняя группа №7 (с 4 до 5 лет)  24
Старшая группа №4 (с 5 до 6 лет)  25
Подготовительная группа №9 (с 6 до 7 лет) 20
Подготовительная группа №5 (с 6 до 7 лет) 15

Информация о нормативных сроках обучения:

 6 лет (дети от 1,5 до 8 лет)

Основной структурной единицей МДОУ является группа детей дошкольного возраста. 
В   группах   общеразвивающей   направленности   предельная   наполняемость устанавливается согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 с учетом  возраста детей.
       Образовательная деятельность МДОУ осуществляется в соответствии с  Основной образовательной программой МДОУ №14 «Сказка» и направлена на формирование общей культуры воспитанников, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение их социальной успешности. Образовательная программа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости, соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности, обеспечивает единство воспитательных, развивающих, обучающих целей и задач, основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса, построена с учетом принципа интеграции образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие – заданных в ФГОС ДО.

Основные формы организации образовательного процесса:

  1. совместная деятельность взрослого и воспитанников в рамках непосредственно образовательной деятельности по освоению основной (образовательной) программы и при проведении режимных моментов, самостоятельная деятельность воспитанников.

        Образовательный процесс построен на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой и ведущим видом деятельности является игра. Образовательная деятельность с детьми строится с учётом индивидуальных особенностей детей и их способностей. Выявление и развитие способностей воспитанников осуществляется в любых формах образовательного процесса.

В работе с детьми педагоги используют образовательные технологии деятельностного типа: развивающего обучения, проблемного обучения, проектную деятельность.

   Общий объем обязательной части программы составляет (не менее 60%) времени и рассчитан в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное  на:

  1. образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;
  2. образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
  3. самостоятельную деятельность;
  4. взаимодействие с семьями детей.

   Созданы условия для разностороннего развития детей дошкольного возраста – детский сад оснащен оборудованием для разнообразных видов детской деятельности в помещении и на участках с учетом финансовых возможностей МДОУ.

Формы организации обучения в ДОУ

Форма организации обучения – это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме.

Формы отличаются:

  • по количественному составу участников,
  • характеру взаимодействия между ними,
  • способам деятельности,
  • месту проведения.

В детском саду используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.

Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

Фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком – трудности в индивидуализации обучения.

Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является организаванная образовательная деятельность (ООД). Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с "Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Непосредственно образовательная деятельность организуется по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми: по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений, по физической культуре.

 При проведении непосредственно образовательной деятельности выделяется три основные этапа:
Организационно-мотивационный – введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети.
Основной этап – самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.
Рефлексивно-оценочный  – анализ выполнения задания и его оценка.

Требования к организации непосредственно образовательной деятельности

Гигиенические требования:

  1. непосредственно образовательная деятельность проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении;
  2. ­воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка;
  3. ­не допускать переутомления детей на занятиях;
  4. предусматривать чередование различных видов деятельности детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия.

Дидактические требования

  1. точное определение образовательных задач ООД, ее место в общей системе образовательной деятельности;
  2. ­творческое использование при проведении ООД всех дидактических принципов в единстве;
  3. ­определять оптимальное содержание ООД в соответствии с программой и уровнем подготовки детей;
  4. ­выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели ООД;
  5. ­обеспечивать познавательную активность детей и развивающий характер ООД, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия;
  6. использовать в целях обучения дидактические игры (настольно-печатные, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценировки)), словесные и игровые приемы, дидактический материал;
  7. ­систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.

Организационные требования

  1. иметь в наличие продуманный план проведения ООД;
  2. четко определить цель и дидактические задачи ООД;
  3. грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том число ТСО, ИКТ;
  4. поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей при проведении ООД;
  5. не смешивать процесс обучения с игрой, т.к. в игре ребенок в большей мере овладевает способами общения, осваивает человеческие отношения;
  6. ООД в ДОУ не должна проводиться по школьным технологиям;
  7. ООД следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности);
  8. в организации процесса обучения полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и способствует эффективности развития. С этой целью проводятся интегрированные и комплексные занятия.

Формы организации обучения в повседневной жизни.

На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения:

  1. Прогулка, которая состоит из:

- наблюдений за природой, окружающей жизнью;

- подвижных игр;

– труда в природе и на участке;

        – самостоятельной игровой деятельности;

  1. Экскурсии;
  2. Игры:

- сюжетно-ролевые;

- дидактические игры;

- игры-драматизации;

- спортивные игры;

  1. Дежурство детей по столовой, на занятиях
  2. Труд:

- коллективный;

- хозяйственно-бытовой;

- труд в уголке природы;

- художественный труд;

  1. Развлечения, праздники;
  2. Экспериментирование;
  3. Проектная деятельность;
  4. ·Чтение художественной литературы;
  5. Беседы;
  6. Показ кукольного театра;
  7. Вечера-досуги;

В ДОУ –  выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми. Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности:

  1. предметно-игровая,
  2. трудовая,
  3. спортивная,
  4. продуктивная,
  5. общение,
  6. сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения.

Методы и приемы организации обучения

 В ДОУ преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами.

Процесс обучения детей в детском саду строится, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.

   Основной целью является: создание  благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ  базовой культуры личности, всестороннее развитие психических  и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Эта цель реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности:

  1. игровой;
  2. коммуникативной;
  3. трудовой;
  4. познавательно – исследовательской;
  5. продуктивной;
  6. музыкально-художественной;
  7. чтения.

В логопедическом пункте  учителем-логопедом реализуются  рабочие программы  по преодолению у детей старшего дошкольного возраста  различных речевых дефектов. 

Рабочая программа составлена в соответствии с:

-Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации"(от 29.12.2012 №273-Ф3);;

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;

- Конвенцией ООН о правах ребенка;

- Декларацией прав ребенка;

- Основной образовательной программой МДОУ №14 «Сказка»;

- Инструктивным письмом Минобразования России от 14 декабря 2000 г. №2«Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

- Положением о логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждения;

- «Программой логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной,

- Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» . Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.

 - Разработками отечественных ученых и педагогов в области логопедии, общей специальной педагогики и психологии.