Основная образовательная программа дошкольного учреждения

 

В МДОУ № 14 «Сказка» реализуется основная образовательная  программа дошкольного образования,  разработана с учётом Примерной основной образовательной Программой, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20.05. 2015 г. за №2/15)

Обязательная часть разработана на основе примерной основной образовательной программы ДОУ   "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.,Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Москва, 2015 г.

Аннотация: Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Содержание Программы направлено на физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие ребенка-дошкольника и строится с учетом принципа интеграции 10 образовательных областей. По данной программе обучается 213 воспитанников.

- Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития (3-7 лет) муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №14 «Сказка» (ссылка)

- Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития (ссылка)

- Программа – «Обучение детей плаванию» (В.С.Васильев) (ссылка)

Все программы рассмотрены и утверждены  на педагогическом  совете    от 31.08. 2020 года.

В часть формируемую участниками образовательного процесса включены следующие парциальные программы:

  • "Цветные ладошки" Программа художественного воспитания, обучения и развития детей  2-7 лет, И.А. Лыкова;
  • "Безопасность» Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей  старшего дошкольного возраста" Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева;

  • «Юный эколог» Программа экологического воспитания дошкольников Николаева С. Н.;

  • "Ладушки" Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста". И. Каплунова, И. Новоскольцева;

Основными средствами реализации предназначения МДОУ детский сад №14 «Сказка» являются:

  • Устав детского сада,  дата регистрации 31.07.2015г.  № 573-п
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности №63/16  от 09.02.2016г серия 76Л02 № 0000824
  • Основная образовательная программа МДОУ №14 "Сказка"
  • Программа развития МДОУ №14 "Сказка"
  • Положения, регламентирующие внутреннюю деятельность ДОУ.

Основная образовательная программа – документ, определяющий специфику организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, содержание образования, формы организации деятельности детей с учетом стандарта дошкольного уровня образования.

Уровень образования: дошкольный

Форма обучения: очная

Нормативный срок обучения: до 6 лет

Язык обучения – русский.

На 01 сентября 2020 года численность обучающихся МДОУ №14 "Сказка" составляет 213 человек.

Количество групп в детском саду на сегодняшний день составляет 10 групп.

Наименование возрастной группы Кол-во человек

Вторая  группа раннего возраста №4 (с 2 до 3 л) 

Младшая группа №1 (с 3 до 4 лет)         

Младшая группа  №2 (с 3 до 4 лет)

Средняя группа №3 (с 4 до 5 лет)    

Средняя группа №6 (с 4 до 5 лет)

Средняя группа №8 (с 4 до 5 лет) 

 Старшая группа №5 (с 5 до 6 лет)

Старшая группа №7 (с 5 до 6 лет)

Подготовительная группа №9 (с 6 до 7 лет)

Подготовительная группа №10 (с 6 до 7 лет)

20

20

22

21

22

20

21

21

26

25

Информация о нормативных сроках обучения:

 5 лет (дети от 2 до 7 лет)

Основной структурной единицей МДОУ является группа детей дошкольного возраста. 
В   группах   общеразвивающей   направленности   предельная   наполняемость устанавливается согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 с учетом  возраста детей.
       Образовательная деятельность МДОУ осуществляется в соответствии с  Основной образовательной программой МДОУ №14 «Сказка» и направлена на формирование общей культуры воспитанников, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение их социальной успешности. Образовательная программа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости, соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности, обеспечивает единство воспитательных, развивающих, обучающих целей и задач, основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса, построена с учетом принципа интеграции образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие – заданных в ФГОС ДО.

Основные формы организации образовательного процесса:

  1. совместная деятельность взрослого и воспитанников в рамках непосредственно образовательной деятельности по освоению основной (образовательной) программы и при проведении режимных моментов, самостоятельная деятельность воспитанников.

        Образовательный процесс построен на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой и ведущим видом деятельности является игра. Образовательная деятельность с детьми строится с учётом индивидуальных особенностей детей и их способностей. Выявление и развитие способностей воспитанников осуществляется в любых формах образовательного процесса.

В работе с детьми педагоги используют образовательные технологии деятельностного типа: развивающего обучения, проблемного обучения, проектную деятельность.

   Общий объем обязательной части программы составляет (не менее 60%) времени и рассчитан в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное  на:

  1. образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;
  2. образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
  3. самостоятельную деятельность;
  4. взаимодействие с семьями детей.

   Созданы условия для разностороннего развития детей дошкольного возраста – детский сад оснащен оборудованием для разнообразных видов детской деятельности в помещении и на участках с учетом финансовых возможностей МДОУ.

Формы организации обучения в ДОУ

Форма организации обучения – это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме.

Формы отличаются:

  • по количественному составу участников,
  • характеру взаимодействия между ними,
  • способам деятельности,
  • месту проведения.

В детском саду используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.

Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

Фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком – трудности в индивидуализации обучения.

Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является организаванная образовательная деятельность (ООД). Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с "Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Непосредственно образовательная деятельность организуется по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми: по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений, по физической культуре.

 При проведении непосредственно образовательной деятельности выделяется три основные этапа:
Организационно-мотивационный – введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети.
Основной этап – самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.
Рефлексивно-оценочный  – анализ выполнения задания и его оценка.

Требования к организации непосредственно образовательной деятельности

Гигиенические требования:

  1. непосредственно образовательная деятельность проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении;
  2. ­воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка;
  3. ­не допускать переутомления детей на занятиях;
  4. предусматривать чередование различных видов деятельности детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия.

Дидактические требования

  1. точное определение образовательных задач ООД, ее место в общей системе образовательной деятельности;
  2. ­творческое использование при проведении ООД всех дидактических принципов в единстве;
  3. ­определять оптимальное содержание ООД в соответствии с программой и уровнем подготовки детей;
  4. ­выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели ООД;
  5. ­обеспечивать познавательную активность детей и развивающий характер ООД, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия;
  6. использовать в целях обучения дидактические игры (настольно-печатные, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценировки)), словесные и игровые приемы, дидактический материал;
  7. ­систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.

Организационные требования

  1. иметь в наличие продуманный план проведения ООД;
  2. четко определить цель и дидактические задачи ООД;
  3. грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том число ТСО, ИКТ;
  4. поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей при проведении ООД;
  5. не смешивать процесс обучения с игрой, т.к. в игре ребенок в большей мере овладевает способами общения, осваивает человеческие отношения;
  6. ООД в ДОУ не должна проводиться по школьным технологиям;
  7. ООД следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности);
  8. в организации процесса обучения полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и способствует эффективности развития. С этой целью проводятся интегрированные и комплексные занятия.

Формы организации обучения в повседневной жизни.

На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения:

  1. Прогулка, которая состоит из:

- наблюдений за природой, окружающей жизнью;

- подвижных игр;

– труда в природе и на участке;

        – самостоятельной игровой деятельности;

  1. Экскурсии;
  2. Игры:

- сюжетно-ролевые;

- дидактические игры;

- игры-драматизации;

- спортивные игры;

  1. Дежурство детей по столовой, на занятиях
  2. Труд:

- коллективный;

- хозяйственно-бытовой;

- труд в уголке природы;

- художественный труд;

  1. Развлечения, праздники;
  2. Экспериментирование;
  3. Проектная деятельность;
  4. ·Чтение художественной литературы;
  5. Беседы;
  6. Показ кукольного театра;
  7. Вечера-досуги;

В ДОУ –  выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми. Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности:

  1. предметно-игровая,
  2. трудовая,
  3. спортивная,
  4. продуктивная,
  5. общение,
  6. сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения.

Методы и приемы организации обучения

 В ДОУ преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами.

Процесс обучения детей в детском саду строится, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.

   Основной целью является: создание  благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ  базовой культуры личности, всестороннее развитие психических  и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Эта цель реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности:

  1. игровой;
  2. коммуникативной;
  3. трудовой;
  4. познавательно – исследовательской;
  5. продуктивной;
  6. музыкально-художественной;
  7. чтения.

В МДОУ №14 «Сказка» реализуется  рабочая программа учителя – логопеда на дошкольном логопункте по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Рабочая программа составлена в соответствии с:

-Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации"(от 29.12.2012 №273-Ф3);;

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;

- Конвенцией ООН о правах ребенка;

- Декларацией прав ребенка;

- Основной образовательной программой МДОУ №14 «Сказка»;

- Инструктивным письмом Минобразования России от 14 декабря 2000 г. №2«Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

- Положением о логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждения;

- Программой логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова;

- «Программой логопедической работы по преодолению фонетико фонематического недоразвития у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной,

- Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» . Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.

 - Разработками отечественных ученых и педагогов в области логопедии, общей специальной педагогики и психологии.

Сетка занятий на 2020-2021 уч.год

Календарный учебный график на 2020-2021 уч.год

Основная образовательная программа

Рабочая программа воспитания МДОУ №14 "Сказка"

Методические и иные документы, разработанные ОО.

Учебный план на 2020-2021 уч.год

Режим дня и график выдачи пищи