Страница обновлена 22.11.2023

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД №14 "СКАЗКА" ТУТАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Страница обновлена 22.11.2023
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД №14 "СКАЗКА" ТУТАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО)

Переход ДОУ на ФОП ДО

Описание: https://kolobok.edusman.ru/uploads/posts/2023-02/1676193812_2023-02-12_12-20-39_jpg.png

 

Уважаемые родители!

            МДОУ №14 «Сказка» реализует Образовательную программу дошкольного образования (далее – Программа). Краткая презентация Образовательной программы ДОУ (ОП ДО)

            Программа МДОУ №14 «Сказка» разработана в соответствии с:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный   №   30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) (далее – ФГОС ДО);
  • Федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистри

Программа включает в себя учебно – методическую документацию, в состав которой входят:

  • рабочая программа воспитания;
  • примерный режим и распорядок дня дошкольных групп;
  • федеральный календарный план воспитательной работы и иные компоненты.

Программа МДОУ №14 «Сказка» разработана в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. №273- ФЗ (зарегистрировано Минюстом РФ 2.11.2022г., регистрационный №70809) (в ред. от 29.12.2022г.)
  • Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 30.09.2022г. №874 (зарегистрировано Минюстом РФ 02.11.2022г. рег.№70809)
  • Федеральным      государственным      образовательным      стандартом      дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 (зарегистрировано Минюстом РФ 14.11.2013г, рег.№30384) (в ред. от 21.01.2019г) " ФОП   ДО размещена на официальном      интернет-портале                              правовой информации Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 ∙ Официальное опубликование правовых актов (pravo.gov.ru)

Образовательная программа дошкольного образования является нормативным документом и обязательна к исполнению.

     Образовательная программа дошкольного образования (ОП ДО):

  1. Обеспечивает создание единого образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные качественные условия дошкольного образования, вне зависимости от места проживания.
  2. Направлена на создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.

       3 . Определяет единые для РФ базовый объем и содержание дошкольного образования и планируемые результаты освоения образовательной программы.

Программа предусматривает особенности ее реализации для детей различных целевых групп: как для нормотипичных обучающихся, так и для детей, испытывающих трудности в обучении, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей, детей с отклоняющимся поведением, одаренных детей.

Программа определяет содержательные линии образовательной деятельности по основными направлениям развития детей раннего и дошкольного возраста. В каждой образовательной области определены задачи и содержание образовательной деятельности по возрастам, задачи воспитания, направленные на приобщение детей к ценностям российского народа.

При реализации задач и содержания ОП ДО обеспечивается интеграция воспитания и обучения в едином образовательном процессе.

Реализация Программы осуществляется в группах общеразвивающей   направленности с пребыванием детей в течение 12 часов.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, которые являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации ФГОС ДО.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:

  • социально-коммуникативное развитие,
  • познавательное развитие,
  • речевое развитие,
  • художественно-эстетическое развитие,
  • физическое развитие.

Программное обеспечение образовательного процесса основной части Программы строится на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные участниками образовательных отношений ОП ДО технологии, методики, формы организации образовательной работы, соответствует потребностям и интересам детей, родителей, а также возможностям педагогического коллектива, направленные на реализацию задач регионального компонента ОП ДО.

Целью Образовательной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально- культурных традиций.

К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

           Цель Образовательной программы достигается через решение следующих задач:

  • обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
  • приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет      духовного      над     материальным,         гуманизм,                                                                                                                                     милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
  • построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
  • создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств       и          основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
  • достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

ОП ДО МДОУ №14 «Сказка» построена на принципах ДО установленных ФГОС ДО и основана на принципе признания ребенка полноценным участником (субьектом) образовательных отношений.

Планируемые результаты освоения образовательной программы представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка дошкольного возраста на разных возрастных этапах и к завершению дошкольного образования.

       Содержание и планируемые результаты Программы должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов Федеральной программы. Программой     предусмотрена     педагогическая     диагностика    достижения     планируемых результатов, результаты которой могут использоваться для индивидуализации образования и оптимизации работы с группой.

При реализации Программы дошкольного образования могут использоваться различные образовательные   технологии,   в   том   числе   дистанционные   образовательные   технологии, электронное обучение, исключая образовательные технологии, которые могут нанести вред здоровью детей. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, а также работа с электронными средствами обучения при реализации Федеральной программы должны осуществляться в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21.

Формы, способы, методы и средства реализации Программы педагог определяет самостоятельно в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными и индивидуальными особенностями детей, спецификой их образовательных потребностей и интересов.    Существенное   значение    имеют    сформировавшиеся    у    педагога    практики воспитания и обучения детей, оценка результативности  форм,    методов,    средств образовательной деятельности применительно к конкретной возрастной группе детей.

Реализация Программы в МДОУ осуществляется в различных видах детской деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. При этом сквозными механизмами развития ребёнка являются общение, игра и познавательно- исследовательская деятельность.

Образовательная деятельность организуется как совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей. Педагог выбирает разные варианты совместной деятельности. В образовательной деятельности педагоги максимально используют все варианты игры. При организации занятий педагог применяет опыт, накопленный при проведении образовательной деятельности в рамках сформировавшихся подходов.

В ДОУ организуются культурные практики: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, чтение литературы.

Для поддержки детской инициативы педагог поощряет свободную самостоятельность детей, основанную на детских интересах и предпочтениях.

В программе охарактеризованы условия, которые должен учитывать педагог для поддержки инициативы ребенка, особенности проявления инициативы в разные периоды дошкольного детства, способы и приемы поддержки детской инициативы.

           Главными целями взаимодействия педагогического коллектива МДОУ с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:

  • обеспечение      психолого-педагогической      поддержки      семьи       и      повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
  • обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОУ и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.

       Основные направления и формы взаимодействия с семьей:

  • информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в МБДОУ;
  • просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;
  • способствование развитию ответственного и осознанного родительства, как базовой основы благополучия семьи;
  • построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнерских отношений с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;
  • вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.

         Как участники образовательных отношений вы можете включиться в реализацию Программы, принимая участие в:

  • работе центров активности/функциональных модулей (в качестве ведущих);
  • в проектной деятельности (в качестве партнеров и союзников);
  • в исследовательской деятельности (в качестве партнеров и союзников);
  • в совместных выставках (в качестве участников и организаторов);
  • в совместной подготовке экскурсий, интересных встреч, досугов и праздников.

     Повысить свою педагогическую компетентность вы можете, участвуя в практикумах, круглых столах, педагогических советах, общих и групповых родительских собраниях и т.д.

        Информацию      о      результатах      образовательного     процесса      можно     узнать      из информационных    стендов в группах и холлах МДОУ, официального сайта МДОУ №14 «Сказка», из личных бесед с педагогами.

Уважаемые родители, участвуя в реализации Программы, Вы:

  • оказываете психологическую поддержку вашим детям;
  • оказываете психоэмоциональную помощь себе (ощущение покоя, уверенности за ребенка);
  • приобщаете членов семьи к ценностям личностно-ориентированного образования;
  • получаете    реальное     представление    о    характере    взаимодействия    ваших    детей     со сверстниками во время общих дел и во время общения со взрослыми;
  • получаете    представление   об    уровне   развития   детей    через    наблюдение   за    ними     в деятельности;
  • предоставляете детям право гордиться своими близкими;
  • предоставляете воспитателю разностороннюю  информацию  о характере взаимоотношений детей с близкими, о стилях общения;
  • получаете   возможность   конструктивного   разговора   о   достижениях,   проблемах детей; возможность регулярного обсуждения с воспитателями динамики и тенденций их развития;
  • имеете возможность преемственного продолжения работы с детьми в домашних условиях, обеспечиваете содержательную и организационную преемственность.

Коррекционно-развивающая работа в МДОУ№14 «Сказка» направлена на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей (целевые группы), включая детей с ООП, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, социальной адаптации.

КРР представляет собой комплекс мер по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся, включающий психолого-педагогическое обследование, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, а также мониторинг динамики их развития. КРР в МДОУ осуществляют педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Программа предусматривает коррекционно-развивающую работу, которая реализуется в форме групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.

Содержание ККР для каждого обучающегося определяется с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, образовательных потребностей на основе рекомендаций психолого-педагогического консилиума (ППк).

Выбор программы коррекционно- развивающих мероприятий,    формы   организации, методов и технологий определяется МДОУ самостоятельно.

Для оказания адресной и психологической помощи детям дошкольного возраста выделены целевые группы детей:

    • нормотипичные дети с нормативным кризисом развития;
    • обучающиеся с особыми образовательными потребностями (ООП), в том числе часто болеющие дети, которые характеризуются повышенной заболеваемостью                                                                                                                                           острыми респираторными инфекциями, не связаны с врожденными и наследственными состояниями, приводящими к большому количеству пропусков ребёнком в посещении ДОУ;
    • обучающиеся, испытывающие трудности в освоении образовательных программ, развитии, социальной адаптации в том числе дети билингвы и дети испытывающие трудности в общении и освоении образовательной программы на государственном языке РФ;
    • одаренные обучающиеся;
    • дети и (или) семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, признанные таковыми в нормативно установленном порядке;
    • дети и (или) семьи, находящиеся в социально опасном положении (безнадзорные, беспризорные, склонные к бродяжничеству), признанные таковыми в нормативно установленном порядке;
    • обучающиеся «группы риска»: проявляющие комплекс выраженных факторов риска негативных проявлений (импульсивность, агрессивность, неустойчивая или крайне низкая (завышенная) самооценка, завышенный уровень притязаний).

            Программа включает рабочую программу воспитания:

         Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.

          Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского общества – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколении, единство народов России.

         Вся система ценностей российского народа находит отражение в содержании воспитательной работы ДОУ, в соответствии с возрастными особенностями детей.

    • Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.
    • Ценности милосердие, жизнь, добро лежат в основе духовно-нравственного направления воспитания.
    • Ценности человек, семья, дружба, сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания.
    • Ценность познание лежит в основе познавательного направления воспитания.
    • Ценности жизнь и здоровье лежат в основе физического и оздоровительного направления воспитания.
    • Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания.
    • Ценности культура и красота лежат в основе эстетического направления воспитания.

Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство ДОУ с другими учреждениями образования и культуры (музеи, театры, библиотеки, и другое), в том числе системой дополнительного образования детей.

          Работа по воспитанию, формированию и развитию личности обучающихся в ДОУ предполагает преемственность по отношению к достижению воспитательных целей начального общего образования.

У МДОУ №14 «Сказка» налажены связи с учреждениями образования, здравоохранения, культуры, и есть возможность   в    рамках социального партнерства использовать их оздоровительно – образовательный потенциал с целью повышения качества образовательной услуги, расширения спектра дополнительных образовательных услуг; повышения компетентности взрослых участников образовательного процесса (сотрудников ДОУ и родителей воспитанников).

Организационный раздел программы раскрывает: психолого-педагогические условия реализации программы ключевыми условиями являются:

    • признание детства как уникального периода в становлении человека, понимание его неповторимости личности каждого ребенка, принятие воспитанника таким, какой он есть, со всеми его индивидуальными проявлениями.
    • использование форм и методов соответствующих возрастным особенностям детей; видов деятельности, специфических для каждого возрастного периода, социальной ситуации развития.

Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами воспитания.

           В МДОУ №14 «Сказка» созданы материально-технические условия, обеспечивающие:

  1. возможность достижения обучающимися планируемых результатов освоения Федеральной программы;
  2. выполнение МДОУ требований санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов,    содержащихся     в     СП    2.4.3648-20,     СанПиН    2.3/2.4.3590-20     "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», СанПиН 1.2.3685-21:
  • к условиям размещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
  • оборудованию и содержанию территории;
  • помещениям, их оборудованию и содержанию;
  • естественному и искусственному освещению помещений;
  • отоплению и вентиляции;
  • водоснабжению    и    канализации;
  • организации питания;
  • медицинскому обеспечению;
  • приему детей в организации, осуществляющие образовательную деятельность;
  • организации режима дня;
  • организации   физического    воспитания;
  • личной гигиене персонала;
  1. выполнение ДОУ требований пожарной безопасности и электробезопасности;
  2. выполнение ДОУ требований по охране здоровья обучающихся и охране труда работников ДОУ;
  3. возможность    для    беспрепятственного   доступа    обучающихся    с    ОВЗ,    в    том       числе детей-инвалидов к объектам инфраструктуры ДОУ.

При создании материально-технических условий для детей с ОВЗ МДОУ учитывает особенности их физического и психического развития.

Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды Развивающая предметно-пространственная среда МДОУ № 14 «Сказка» обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства учреждения, группы, а также территории, прилегающей к детскому саду, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья.

Предметно-пространственная среда детского сада обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

          Развивающая предметно-пространственная среда детского сада обеспечивает:

    • учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
    • учет возрастных особенностей детей.

   Развивающая предметно-пространственная среда отличается содержательной- насыщенностью и является трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

         Насыщенность среды каждой группы соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

         Кадровые условия реализации программы.

       Программу реализуют квалифицированные педагоги. В МДОУ созданы условия для профессионального развития педагогов, педагоги раз в три года проходят курсы повышения квалификации. Профессиональное развитие через участие в конкурсах, конференциях, форумах муниципального, регионального и федерального значения.

          В МДОУ функционирует система наставничества, для восполнения дефицитов педагоги разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут.

           Программа   предусматривает для каждой   возрастной группы примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений.

          Программа содержит календарный план воспитательной работы. План содержит перечень государственных и народных праздников, памятных дат, является единым для ДОУ. все мероприятия проводятся с учетом возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей обучающихся.

           С текстом образовательной программы можно ознакомиться на сайте МДОУ №14 «Сказка» в разделе «Образование»:

https://ds14-tmr.edu.yar.ru/svedeniya_ob_obrazovatelnoy_organizatsii/obrazovanie.html  

Уважаемые педагоги!

Предлагаем Вашему вниманию материалы, которые помогут Вам найти ответы на часто задаваемые вопросы.

Каковы общие положения ФОП ДО?

Какова структура содержательного раздела ФОП ДО?

Что входит в содержание образовательной деятельности по образовательным областям?

Как соотносятся образовательные области инаправления воспитания?

Какова структура организационного раздела ФОП ДО?

Что входит в педагогическую диагностику достижений планируемых результатов детей согласно ФОП ДО?

Каково содержание коррекционно-развивающей работы в соответствии с ФОП ДО?

Кто входит в целевые группы воспитанников, которые могут получить адресную  психологическую помощь в ДОО?

Какова структура федеральной программы воспитания?

Целевые ориентиры воспитания

Документы ДОУ:

Материалы для ознакомления: