Страница обновлена 10.02.2025

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД №14 "СКАЗКА" ТУТАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Страница обновлена 10.02.2025
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД №14 "СКАЗКА" ТУТАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Эссе «Тренды и вызовы XXI века»

Любое время диктует свои вызовы.
           Система образования XXI века радикально изменилась с внедрением новых технологий, подходов, методов и приемов в воспитании.  В условиях глобальных вызовов XXI века залогом успешной работы педагога является индивидуальный подход, понимание уникальности детства и т.д.
          На мой взгляд, в современном дошкольном образовании от педагога ждут изменений в подходах к развитию детей, ухода от классических форм обучения к поддержке детской инициативы. Всегда задавалась вопросом, как же совместить детскую инициативу и педагогические задачи, которые ставит перед собой педагог. Как «пойти от детей» в любой деятельности?
        Изучив и частично применив международную педагогику Реджио Эмилия, я увидела формы применения детской инициативы, с учетом детских желаний. Оказалось, что дети сами могут ставить цели, могут предлагать свои варианты решения задач, чтобы их достичь.
       Познакомившись с педагогикой, была категорически не согласна с некоторыми аспектами. Считала, что это недопустимо в работе с детьми, но, осмыслив информацию, увидев реакцию детей, задалась вопросом: «Почему дети были такими счастливыми?» Да потому, что они делали то, что хотели сами, что им было интересно в данную минуту. Мы создаем условия для реализации возможностей разных видов детской активности. При этом каждый будет идти не строем, не в ногу, а своим собственным шагом. Действительно, даже самый непослушный ребёнок, если он увлечён интересным делом, становится внимательным и послушным. У Агаты Кристи есть такие слова: «Мне кажется, что одна из самых больших удач в жизни человека – счастливое детство». Вот эта педагогика как раз об этом счастливом детстве.
       Начала понемногу изменять и применять такой инновационный подход в образовательной деятельности своей группы. Это действительно оригинальная идея.
       В целом,  мне очень понравился подход к изменению развивающей предметно-пространственной среды. Раньше считала, что моя среда частично соответствует ФОП ДО. Как оказалось, это не так.
       Вся развивающая среда направлена на самостоятельное использование ребёнком всего, что она в себя включает. Дети знают, где и что лежит для каждого вида деятельности, для каждого занятия. Не нужно «накрывать» столы – дети сами берут то, что им необходимо в данный момент. Это высвобождает больше времени для педагога и позволяет детям проявить большую самостоятельность.
       Игры с водой, лепка из глины, рисование красками на улице, использование коробок, тканей разной фактуры, пластиковых труб для игр – всё это можно использовать в работе наших образовательных учреждений.
       Мир меняется стремительно, и иногда, на первый взгляд, шокирует своими новшествами. Но как всегда практика – лучшая проверка любой теории. После изучения практики Реджио Эмилия задала себе на вопрос: «Возьму ли я на вооружение в свою копилку некоторые аспекты из данных практик? Я говорю себе скорее «да», чем «нет»!» В который раз убеждаюсь: в нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера мне казалось трудным и непонятным, сегодня выглядит интересным и привлекательным.
       Современный педагог должен понимать, в каком направлении ему двигаться, и уметь адаптироваться ко всем трендам и вызовам, которые диктует время.